Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Политехнический колледж
городского хозяйства"
Россия, 197373, Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д.28 лит. А.

Информация для родителей


Отдел Воспитательной работы
и социально-психологического сопровождения

Заведующий отделом ВР и СПС, педагог-психолог Елена Николаевна Белогур, тел. 8-911-818-76-95. Есть возможность консультации по WatsApp по другому номеру телефона по предварительной договоренности; адрес электронной почты: ebelogur@mail.ru

Педагог-психолог Камилла Александровна Смирнова, страница в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/kamillasmirlav; адрес электронной почты kamilla-lav@yandex.ru, писать для записи на консультацию по Skype или WatsApp.

Педагог-психолог Мария Владимировна Глушкова, тел.8-911-227-88-35; адрес электронной почты: maria.ed@mail.ru

Социальный педагог Жудова Юлия Эдуардовна, страница в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/id11154722; адрес электронной почты: yuska1992@mail.ru

Социальный педагог Алейник Ирина Борисовна, страница в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/aleynik24; адрес электронной почты:aleynikirina@list.ru

Кабинет 320, тел. 576-06-56, доб. 151



       8-800-2000-122                             

Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей (законных представителей). Анонимно и бесплатно для жителей Российской Федерации

667-82-82

Телефон «горячей линии» в СПб ГБУ социального обслуживания социальный приют для детей «Транзит»

576-10-10

Телефон доверия в СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия»  им. С.С.Мнухина

747-13-40

Телефон доверия «Горячая линия» для подростков и родителей в ГБУ ГЦСП «Контакт»

708-40-41

Телефон экстренной психологической помощи для детей и взрослых «Гармония»


Риски для здоровья подростков и пути их решения. Подросток и вредные привычки

Безусловно, выбор остаётся всегда за человеком − курить или нет, дружить или нет, употреблять психоактивные вещества или вести здоровый образ жизни. Но каждый человек должен владеть информацией о различных последствиях, отрицательных проявлениях вредных привычек, иметь своё собственное отношение к социальным явлениям, таким как алкоголизм, наркомания, табакокурение.

Начиная пробовать курить, подростки стремятся быть продвинутыми, взрослыми, казаться интересными и успешными. Когда большинство друзей  подростка курит, ему хочется быть с ними, так как они часто уходят покурить и поговорить, а подросток чувствует себя одиноким. Так он приобщается к курению тоже.

Остановимся подробнее на таких явлениях, как вейпинг и сниффинг.

Вредны ли электронные сигареты? В вейпах табака нет, за пар отвечает гликоль, глицерин и пропиленгликоль, которые  доказали свою безопасность при приёме внутрь, но при вдыхании паров они очень вредны. То, что можно есть, не всегда можно вдыхать. Жидкости для вейпов также содержат токсичные вещества, каждое из которых опасно по-своему. Например, фенолы раздражают глаза, кожу, слизистые. Формальдегид вызывает рак, а свинец негативно влияет на нервную и сердечно-сосудистые системы. Общее использование одного вейпа может привести к передаче инфекционных заболеваний, таких как гепатит и туберкулез. Курение вейпов вызывает психологическую зависимость.

10 причин отказаться от использования вейпов:

− Вред вейпа для здоровья доказан учёными

− Вейпы иногда взрываются

− Вейпы вызывают аллергию

− Вредят организму на клеточном уровне

− За вейпами отсутствуют контроль. Производителей тоже никто не контролирует, и нет единых правил.

− Дозировка никотина и добавок неизвестна. Даже если на упаковке написано, что это устройство с низким содержанием никотина, никто это не проверяет.

− Риск стать «Курильщиком в квадрате». Электронные сигареты часто используют как способ отказаться от обычных сигарет. Это миф. Во-первых, вейпы вызывают сами никотиновую зависимость. Во-вторых, люди, у которых не получается бросить курить обычные сигареты, часто курят и обычные и электронные сигареты.

− Угроза пассивного курения

− С помощью электронных сигарет люди всё равно не бросают курить

− Используя вейпы, люди становятся жертвами маркетинга. На курильщиков вейпа просто зарабатывают деньги. В 2030 году продажи, по прогнозам, могут возрасти в 17 раз.

5 признаков, что ваш ребёнок парит вейп:

странный резкий запах в комнате или от одежды ребёнка

−жирные пятна на одежде. Заправка для электронных сигарет достаточно вязкая и масленистая, это объясняется соединениями всех её составляющих компонентов. Поэтому, если вы заметили на одежде ребёнка жирные пятна со странным запахом-спросите его об этом

−постоянная зарядка аккумуляторов.Электронные сигареты работают от батарей: встроенных или съёмных. Если в вашем доме появилось новое зарядное устрйство для таких аккумуляторов, это повод задуматься о вейпах.

−Новая терминология в словаре ребёнка

«Электронка», «Жижки», «Заправка»

−Просьбы о дополнительных карманных деньгах. Расходники для вейпов стоят дорого.

Одной из форма токсикомании является снифинг, при котором состояние токсического опьянения достигается в результате вдыхания паров химических соединений используемого в бытовых приборах газа, летучих веществ, которые имеют свободное обращение в гражданском обороте (клей, газ из зажигалки, дезодоранты, освежители воздуха, очистительные жидкости и т.д.).

Наибольшая опасность этих летучих наркотических веществ заключается в том, что они, минуя желудочно-кишечный тракт и печень, где могли бы частично нейтрализоваться, сразу попадают через легкие в кровь и поступают в головной мозг, поэтому опьянение наступает быстрее, чем в случае приёма алкоголя.

Признаки, что ваш ребёнок употребляет токсические вещества:

1. Ощущается запах вещества от одежды и волос ребенка.

2. Надо обратить внимание на цвет лица: если оно красное, горячее, отёчное, то вполне возможно, что ребенок мог надышаться токсическими веществами.

3. После употребления того или иного наркотического вещества у всех людей расширяются зрачки. После газа ребенок, как правило, ведет себя как пьяный, но запаха алкоголя вы не почувствуете.

4. Надо обращать внимание на психическое состояние: если ребенок перевозбужден или ведёт себя агрессивно, или же наоборот появилась вялость и апатия – это тоже может быть признаком употребления психоактивных веществ. После интоксикации у ребёнка может возникнуть охриплость голоса, слабость, тошнота, рвота, головокружение, вплоть до потери сознания.


Рекомендации по профилактике вредных привычек в подростковом возрасте

1. Прежде всего, профилактика вредных привычек у подростков, сводится к личному примеру его родителей. То, что с ранних лет видит ребенок, он считает нормой жизни.

2. Развитие положительной самооценки у подростка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни.

3. От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

4. Табакокурение, наркотики и спиртное многими подростками рассматриваются как способ расслабления и ухода от напрягающей действительности. Но задача родителей – противопоставить такому пагубному расслаблению другие способы решения проблем, и объяснить подростку, что уход в иллюзорный мир – это мгновенное наслаждение, и оно не стоит загубленной молодой жизни.

5. Развивайте самостоятельность ответственность в детях. Ответственность – это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

6. Для развития ответственности важно не навязывать ребёнку свои цели, чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте идеи ребёнка в штыки. Любую цель можно мягко скорректировать. Не путайте ответственность с послушанием.

7. Не сравнивайте ни с кем ребёнка. Сравнения – это несправедливый упрёк. Сравнения причиняют боль, особенно если вы сравниваете с собой в прошлом или с более успешными его друзьями.

8. Поощряйте самостоятельность. Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно гиперопекают  подростка, напоминают расписание занятий, моют за него посуду, делают уборку за него в комнате, то ответственность не развивается. У ребёнка должны быть обязанности по дому!

Сохраняйте жизненные ценности, заботьтесь о своём здоровье и здоровье детей, будьте ответственными за ваш жизненный выбор, относитесь к себе и детям с уважение! Берегите своих детей! Будьте примером для своего ребёнка!

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, если вы подозреваете ребенка в употреблении токсических веществ?

−Вы − взрослый человек и при возникновении беды не имеете права на панику или истерику. Разберитесь в ситуации, ведь бывают случаи, когда ребенок или подросток начинает принимать токсины или наркотики под давлением отрицательной компании или есть другие причины.

−Сохраните доверие и окажите поддержку: «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я  люблю тебя и хочу помочь» −вот основная мысль, которую вы должны донести до ребенка или подростка. Если он признался вам, значит, ищет поддержки.

−Не занудствуйте. Бесконечные разговоры о вреде токсикомании, наркотиках, обвинения абсолютно бесполезны и могут дать только обратный эффект − вызвать интерес.

−Пусть ваш ребёнок будет всегда в поле зрения. Вы должны быть в курсе, где он, что делает после школы и каковы его друзья. Поощряйте полезные интересы и увлечения ребенка, приглашайте его друзей к себе домой.

−Если у вас появились сомнения относительно поведения и здоровья своего ребенка, то необходимо уговорить его пойти к врачу наркологу, для проведения полного обследования, сдачи анализов. При необходимости проводить ежемесячный осмотр, консультироваться с психотерапевтом, психологом.

−Как только ребенок начал лечиться, все разговоры о вредных веществах в вашей семье должны быть прекращены, исключая случаи, когда ребенок или подросток сам желает поговорить об этом.

−Как показывает практика, самый лучший способ избежать негативных последствий − это не совершать необдуманных поступков, а самый проверенный способ знать всё о своём ребёнке, разговаривать с ним,  доверять ему, знать о его поступках и мечтах. Если вы узнали, что ребёнок начал парить вейп, просто поговорите с ним об этом. В любом случае, только обсуждая ситуацию, можно в ней разобраться.

 «Развитие самооценки и уверенности в себе в подростковом и юношеском возрасте»

Положительная самооценка – важнейшее свойство личности. Иметь самоуважение − значит осознавать свое достоинство, ощущая его изнутри.

Из факторов социализации детей самым важным была и остается родительская семья как, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подростки чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. Помогая своим детям выстраивать самооценку, мы учим их чувствовать удовлетворение от правильных поступков (и нести ответственность, когда поступки неправильные), отмечать свои достижения, и стремиться стать как можно лучше внутренне и внешне. Только ощущая свою собственную ценность, человек способен видеть и уважать высокую ценность других людей.

Самоуважение – не врожденное свойство, но ему можно научиться

Говорите детям, как можно чаще:

  • ты у меня самый умный и красивый
  • как хорошо, что у меня есть ты
  • ты у меня молодец
  • я тебя очень люблю
  • как ты хорошо это сделал, научи меня
  • спасибо тебе, я тебе очень благодарна
  • если бы не ты, я бы никогда с этим не справился

Относитесь к себе и детям уважительно. Поощряйте детей прикладывать максимум усилий – но не ожидайте совершенства. Позволяйте им совершать ошибки и идти на разумный риск. Давайте им возможность делать выбор и принимать решения. Приглашайте их поделиться с вами своими чувствами, потребностями и планами на будущее. Станьте человеком, вызывающим доверие и желание поговорить о том, что для детей действительно важно.

Как научить своих детей принимать себя и развивать хорошую самооценку

  1. Заниматься спортом. Подросткам важно регулярно заниматься физическими упражнениями, особенно с учетом их склонности сидеть перед экраном. Кроме того, важны условия, в которых проходят занятия спортом. Подростки, которые занимаются под руководством тренера, демонстрируют более заметное улучшение самовосприятия, чем те, кто занимается дома. Когда дети занимаются физической активностью, они чувствуют себя более сильными, здоровыми и способными.
  2. Относиться к себе с заботой и вниманием. Фокус на самооценке заставляет подростков постоянно спрашивать себя: «чего я добился?», «достаточно ли я хорош?», «как я выгляжу на фоне других?». Перестаньте осуждать себя и сконцентрируйтесь на самосострадании, то есть необходимо относиться к себе с добротой и принятием. Относиться к себе как к близкому другу, с той же заботой и вниманием. С поддержкой и возможностью выслушать, дать время «переварить» происходящее, побыть с собой.
  3. Не сравнивать ребёнка с другими.

Проявите интерес к личности ребенка. Найдите те дела, которые ему нравятся. Не придавайте очень высокую значимость хорошим оценкам, увеличивайте собственную ценность вашего ребёнка перед самим собой.

Опирайтесь на сильные стороны ребёнка

Обращайте внимание на таланты и интересы подростка, помогайте ему развивать свои сильные стороны.

Чувство собственной ценности зависит от восьми сфер: физические и академические способности, поведенческие навыки, социальное принятие, близкая дружба, романтическая притягательность, удовлетворение от работы и физическая привлекательность. Разговаривайте с подростками, выясняйте, каковы их личные ценности и приоритеты. Делитесь с детьми информацией, которая выявляет такие сильные личные качества, как смелость, честность и лидерские способности. Подчеркивайте и поощряйте способности и интересы, так вы поможете им чувствовать себя более уверенными и вдохновленными.

 

Разрешайте детям помогать вам и другим людям

У детей, которые помогают другим  людям, улучшается самовосприятие. Дом, семья – это первое место, где ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими людьми. От того, как выстроятся отношения подростка с родными, во многом зависит то, как во взрослой жизни он будет чувствовать себя в окружении людей. Если в семье все уважают друг друга, помогают друг другу, ответственно выполняют свои обязанности, то ребёнок чувствует атмосферу добровольного сотрудничества и взаимопомощи.

Что важно для развития положительной самооценки:

  • радоваться своим успехам, потому что они вызывают у вас внутри чувство удовлетворения, а не потому, что вас хвалят другие люди
  • делать людям добро, не ожидая ничего взамен
  • не бояться рассказывать о своих способностях, но не преувеличивать их и не хвастаться
  • не слишком беспокоиться, что можете потерпеть неудачу или выглядеть глупо
  • не искать оправдания своим ошибкам, а признавать их и извлекать из каждой полезный урок
  • ощущать уверенность в себе и рассказывать о своих желаниях и потребностях
  • по большей части вполне устраивать себя таким, какой есть
  • уметь просить помощь у других, когда это необходимо
  • принимать похвалу спокойно, достойно, без излишнего стеснения
  • прислушиваться к критике, но иметь своё мнение
  • не занимать оборонительную позицию, когда вам задают вопрос
  • не злиться, когда вам бросают вызов
  • стараться достичь большего, но не лезть ради этого из кожи вон и не стремиться выглядеть совершенным

«Профилактика буллинга в молодёжной среде»


Буллинг – это издевательство над другими людьми. Его цель – нанести эмоциональный или физический ущерб. Буллинг довольно распространен, но это не нормальная практика. Травлю ни в коем случае терпеть нельзя. В этой статье рассказываем, каким бывает буллинг и как определить, что ребенок подвергается травле. Делимся советами из книг и пошаговым руководством от психолога, которое поможет родителям остановить травлю.

Узнать, что происходит травля, бывает непросто, так как дети неохотно об этом рассказывают. Вот несколько советов о том, как распознать травлю.

Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?

Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать. Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами. Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью, и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, – а так действительно иногда бывает.

Одни виды травли идентифицировать легче, другие – сложнее. Например, прямые физические издевательства – когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи – очевидны. Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам образовательных учреждений) – например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают. Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.

Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение.

Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле?

Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего, попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее, дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.

Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы.

Что делать родителям?

Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» поделилась  пошаговым руководством, которое поможет родителям понять алгоритм действий в случае травли и остановить ее.

Как разговаривать с ребенком о проблеме:

  • Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
  • Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
  • Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
  • Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
  • Не обвинять ребенка.
  • Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции.
  • Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
  • Дать советы, как отвечать обидчикам.

Как реагировать ребенку:

  • Сохранять спокойствие.
  • Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
  • Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
  • Сообщить о нападках родителям и учителю.
  • Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».

Какие меры предпринять родителям:

  • Сообщить педагогу, куратору учебной группы. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
  • Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.
  • Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив образовательного учреждения. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
  • Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
  • Поддерживайте связь со образовательным учреждением, педагогом, куратором.
  • Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
  • Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
  • Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии сотрудников образовательного учреждения: куратор, зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог.
Что нельзя делать родителям
  • Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
  • Ждать, что ситуация разрешится сама.
  • Не замечать проблему.
  • Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
  • Давить на жалость к жертве.
  • Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
  • Самим разбираться с обидчиками.

Какие советы нельзя давать ребенку

  • «Не обращай внимания»
  • «Дай сдачи»
  • «Разбирайся сам со своими проблемами»
  • «Учись налаживать отношения»
  • «Не бойся»

Если вы – родитель агрессора

Вот несколько советов родителям ребенка, который травит других.

  • Агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то издевается. Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом.
  • Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию.
  • Помогите понять, что его поведение не есть он сам.

Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее – жёсткое пресечение!


Развитие навыков самостоятельности и ответственности в подростковом возрасте

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

В подростковом возрасте бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями. Ответственность не является частью характера. Это личностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Как помочь подросткам развить навыки самостоятельности и ответственности в подростковом возрасте?

Не навязывайте ребёнку свои цели  

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в колледж или вуз, который вы для него выбрали. Спрашивайте ребёнка, чего он хочет? Готов ли он работать над этим? Ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте идеи ребёнка в штыки. Пример: « Когда тебе исполнится 18 лет, то будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!». Этот аргумент важен, когда речь идёт о жизни и здоровье ребёнка, но не о его выборе!

Любую цель можно мягко скорректировать. Обозначить задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Часто подростки берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложная, и на самом деле они хотят совершенно другого.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность. Послушный ребёнок с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание, а ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один – выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения – это несправедливый упрёк. Сравнения причиняют боль, особенно если вы сравниваете с собой в прошлом. Пример: « Вот я в твои годы!». У взрослых людей уже есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка – нет.
У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми.
Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно гиперопекают подростка, напоминают  расписание занятий, моют за него посуду, делают уборку за него в комнате, то ответственность не развивается.

У ребёнка должны быть обязанности по дому!

Обязанности по возрасту

К 13 годам подросток должен самостоятельно ходить в магазин и делать покупки. Естественно, в магазине он должен помогать родителям с покупками, а дома разгружать пакеты с едой. Также он должен менять простыни (на своей постели), пользоваться посудомоечной и стиральной машиной (уметь постирать свои вещи и высушить), жарить на плите и в духовке (помогать маме с приготовлением пищи), гладить (уметь самостоятельно погладить свою рубашку или юбку), присматривать за младшими детьми.
К 18 годам подросток должен освоить все эти же навыки, а также выполнять более сложные работы по уборке и поддержанию порядка, например,  чистить духовку и прочищать слив, заготавливать продукты и готовить сложные блюда.

Мужские  и женские обязанности

Исторически домашние обязанности делятся на мужские и женские. Традиционно готовка, уборка, стирка – женские, а ремонт техники, строительство шкафов и полок, вынос мусора – мужские. Впрочем, каждая семья определяет для себя сама, кто что делает, – возможно, и мужчины готовят обед по выходным и пылесосят гостиную. Однако каждая мама должна научить девочку зашивать носки, готовить простые блюда, стирать и мыть пол. А папы, в свою очередь, научить сыновей, как поменять лампочку, выполнить мелкий ремонт. И желательно начать делать это как можно раньше.

Что может делать подросток?

Соблюдение порядка и уборка в доме — это то, в чем должен участвовать подросток вместе с родителями. Обязанности распределяются в зависимости от возраста, и этот договор действует, например, год. Не нужно каждый раз говорить подростку — сделай то, это и вот это. Один раз договорились, что подросток, например, каждый день моет за собой посуду, раз в неделю пылесосит квартиру и убирает свою комнату. Ребенок быстро поймет, что достаточно наводить порядок раз в неделю, а в остальное время достаточно его поддерживать, чтобы все вещи лежали на своих местах.

И девочки, и мальчики могут по договоренности с родителями взять на себя несколько простых дел, например: помыть посуду, вытереть ее и сложить в шкаф; протереть обеденный стол; вынести мусор; убрать свою комнату; сходить в магазин за продуктами; приготовить простые блюда;

Некоторые родители вывешивают дома расписание, где перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые должны выполнять дети. Такой график помогает — дети могут в любой момент посмотреть расписание и сами увидеть, что им нужно сделать.

Как приучить ребёнка к труду?

Если родители не приучили ребенка помогать по дому с ранних лет, никогда не поздно исправить это упущение. В первую очередь нужно подать пример. Лучше не отправлять ребенка мыть посуду, если отец в это время играет в компьютерную игру или смотрит телевизор, это покажется ребенку несправедливым. Помогать по хозяйству должны все члены семьи. Если сегодня день уборки, то каждый включен в работу: папа пылесосит, мама моет пол, подросток вытирает пыль и моет раковину. Дети должны видеть, что родители тоже трудятся, а не перекладывают работу по дому на ребенка. Важные поручения для ребенка — это сигнал, что его помощь нужна, что его участие ценят. Родитель имеет право просить подростка о помощи, не стоит извиняться за свои просьбы. Задача должна быть конкретной. Если задание сложное, нужно показать, как это делать, и затем уйти. Не нужно стоять над душой и все время поправлять ребенка. Дайте ему свободу. Если ребенок в чем-то ошибся, то можно дать ненавязчивый совет. Главное — не кричать и не ругать за каждую мелочь. Во-первых, он только учится, а во-вторых, в следующий раз просто не захочет помогать. Если ребенок захочет сделать что-то по своей инициативе — отлично, поощряйте. Важно ценить то, что он делает. Подросток должен привыкнуть, что некоторые дела делаются каждую неделю, например, уборка, другие — раз в месяц или раз в сезон. Если вы будете помогать ребенку на первых порах, потом он будет и сам предлагать помощь тем, кто в ней нуждается.
И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.  Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдают за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если вы  призываете подростка к ответственности, то нужно и самим её демонстрировать.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст подростку представление о семейной ответственности. Необходимо позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Будьте примером для своего ребёнка!

Безопасность подростков в глобальной сети Интернет

Виртуальное общение является неотъемлемой частью времяпровождения современных подростков. Правда, привыкшая проводить свободное время в Интернете молодежь использует возможности общения по-разному: некоторые знакомятся с азами компьютерной графики или изучают образовательные программы, другие стремятся самоутвердиться, нелегально разбогатеть или просто создать виртуальный образ «супергероя», весьма далекий от реального.

Подростки не стесняются заводить в Интернете новые знакомства, особенно со сверстниками. Если окажется, что к тому же они проживают в одном городе, то могут договориться и о реальной встрече. Примерно около пятой части детей или подростков после виртуального общения решаются пообщаться друг с другом «вживую». Большинство подобных встреч дети оценивают положительно, то есть не разочаровываются друг в друге. Однако существует риск вместо своего ровесника увидеть пришедшего на встречу «дядю» далеко не юного возраста, что может быть чревато неизвестно какими последствиями.

Родители часто боятся, что неизвестный человек установит конфиденциальные отношения с ребенком в Интернете, а затем пригласит его на встречу с целью сексуального или иного насилия. Психологи уверяют, что общение с незнакомыми людьми, особенно со сверстниками - это часть жизни подростка в онлайн-мире и за его пределами, но предупреждают, что дети должны быть осторожны, с кем бы они ни общались, даже если новые знакомые их одногодки.

Психологи считают, что использование Интернета подвергает детей и подростков определенным рискам, которые нельзя преуменьшать. В то же время не стоит паниковать и воспринимать контакты в интернете обязательно негативно. Родителям нужно сосредоточиться на том, чтобы научиться разговаривать со своим подросшим ребенком доверительно, не осуждая, не запрещая, не высмеивая. Обсудить с ним риски общения с незнакомцами в Интернете, выработать вместе стратегию безопасности. Вот что предлагают психологи:

Правила безопасности в Интернете для подростков:

  1. Не сообщай никому адрес или номер телефона. Ты не знаешь, кто «прячется» за монитором.
  2. Не посылай свою фотографию кому-то, кого ты не знаешь и, тем более, интимную.
  3. Храни пароли к электронной почте и входам на другие ресурсы в тайне, не передавай их даже близким друзьям.
  4. Никогда не отвечай на грубые или вульгарные электронные письма и сообщения. Просто проигнорируй их, пометь как спам, заблокируй отправителя.
  5. Не договаривайся о встрече онлайн, не сказав об этом кому-то (родителям, старшему брату, друзьям). В идеале желательно пойти на встречу, взяв с собой кого-то еще.
  6. Если на каком-либо сайте тебе попадется фотография, видео или электронное письмо, которое тебя смутит или шокирует, покинь этот веб-сайт.
  7. Доверься взрослым, если что-то тебя смущает или пугает.
  8. Не давай вирусам шанс. Не открывай вложения к сообщению, пришедшему с неизвестного адреса.
  9. Не верь каждой информации, которую получаешь в Интернете.
  10. Если ты не хочешь с кем-то общаться, несмотря на доброжелательные сообщения или комментарии - не общайся.

                                                                                                        

Угрозы интернета для детей

Киберпреступность

Под этим термином понимают широкий спектр нарушений закона – от вымогательства личных данных до вовлечения несовершеннолетних в торговлю наркотиками. Недавно на фейсбуке набрал популярность пост матери, рассказавшей о том, что её дочь-подросток чуть не устроилась на подработку курьером за 80 тысяч рублей в месяц. Скорее всего, девочка даже не понимала, что доставлять нужно будет запрещённые вещества, а не посылки.

Что делать, чтобы избежать этой опасности в интернете для детей:

Установите антивирус. Он будет блокировать подозрительные программы, которые ребёнок может нечаянно скачать на компьютер. Ими нередко пользуются хакеры, чтобы получить доступ к персональным данным. Кроме того, антивирус предупредит ребёнка о переходе по подозрительной ссылке, которая может позволить мошеннику дистанционно управлять устройством пользователя.

Учите ребёнка здравому смыслу. Он должен понимать, что некоторые вещи – например, имена и должности родителей, адрес, пароль от социальной сети и так далее – нельзя никому раскрывать. Объясните, что интернет позволяет любому человеку выдавать себя за кого угодно. Перед тем как встретиться с другом, которого нашёл в Сети, лучше поговорить со взрослыми. Здравый смысл – одно из главных правил безопасности детей в интернете.

Кибербуллинг

Если ребёнок становится агрессивным, злым, раздражённым или дёрганным после общения в Сети, это может быть признаком травли или конфликтов. Возможно, он подвергается психологическому давлению, издевательствам или угрозам в интернете.

Что делать для обеспечения детской безопасности ребёнка в интернете:

Обсудите с ребёнком ситуацию и дайте понять, что вы всегда его поддержите. Выясните, что могло послужить причиной происходящего, кто именно участвует в неприятном общении и как эти люди ведут себя в реальной жизни.

Лучший способ борьбы с агрессорами в Сети – игнорирование. Помогите ребёнку внести их в «чёрный список». Если в травле участвуют ученики школы, необходимо сообщить об этом учителю и школьному психологу. Если ситуация становится пугающей, соберите все доказательства (скриншоты, фото) и обратитесь в правоохранительные органы.

Если справиться самостоятельно у вас не получается, а учителя и администрация школы не хочет вмешиваться и остаётся в стороне, изучите портал Травли.NET, там вы сможете получить квалифицированную помощь о безопасности подростков в интернете и защите от кибербуллинга.

Безопасность детей – прямая  ответственность взрослых. И, наверное, стоит найти время для собственного ребенка и предложить ему куда более полезное и интересное занятие, чем покорение Глобальной сети. А чтобы последствия небезопасного поведения в интернете были еще очевиднее для ребенка, лучше всего разобрать их на реальных (конечно, чужих!) примерах.


Взаимодействие с подростком в конфликтных ситуациях. Развитие навыков установления эмпатических отношений


Конфликты  между родителями и детьми – это вечный вопрос, столкновение интересов, когда каждая из сторон стремится добиться желаемого. Конфликты время от времени происходят в абсолютном большинстве семей. Их тяжело избежать, так как зачастую все накопившиеся эмоции вскипают и выходят наружу, а именно на членов семьи.

Как вести себя в конфликтной ситуации с ребенком? Как строить с ним отношения, чтобы снизить вероятность конфликтов? Об этом мы расскажем в нашей статье.

В период подросткового возраста и юношества у ребенка возникает множество проблем - и множество проблем он создает для окружающих. В этом возрасте человек выходит на путь взросления и самостоятельности, с которого уже не может свернуть.

В юношеском возрасте человек открывает в себе новые способности, новый способ размышлять и думать рационально. У него развивается критическое мышление и собственные взгляды на людей, проблемы, события. Они критикуют все замечания родителей. Чтобы найти способ открыть и подтвердить собственное «Я», они должны отрицать и сомневаться во всем, что до сих пор признавали. Как следствие, у них появляются трудности в общении с родителями. Ребенок стремится освободиться от влия­ния взрослых и больше общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Отрицание ребенком сложившихся взглядов довольно неудобно и проблематично для взрослых, но необходимо и полезно для самого подростка, чтобы он смог стать самостоятельной личностью.

Полезные советы, которые помогут наладить правильное взаимодействие с детьми.

  1. Перед тем, как вступить с детьми в коммуникацию, продумайте содержание послания, которое вы хотите донести. Определите, какой результат желаете получить от взаимодействия. Убедитесь в собственном спокойствии и адекватности. 
  2. Родителям следует отличать нарушения в поведении от самой личности ребенка.
  3. Сам процесс критики производится спокойным и уважительным тоном, без иронии, сарказма и мимических искажений лица. Не пытайтесь справиться с собственным негативными чувствами за счет взаимодействия с ребенком, лучше отложите разговор.
  4. Родителям рекомендуется общаться с детьми уверенно, кратко, без длительных нотаций. 
  5. Не пытайтесь вызвать чувство вины у ребенка. Полезней формировать правильное понимание его отношения к людям, к себе и миру.
  6. Не используйте в качестве позитивного примера ровесников вашего ребенка, которых он знает. Не сравнивайте его с кем либо.
  7. Не следует бояться конфликта, надо его решать;
  8. Уважайте личность ребенка, он имеет право на собственные взгляды.
  9. Дети охотно включаются во взаимодействие, чувствуя внимание и уважение. Они любят родителей и страдают, когда их ругают. Но гордость, ущемленная в процессе грубого давления, не дает признать ошибки и исправиться.

Приёмы эффективного взаимодействия с подростком в конфликтных ситуациях и развитие навыков установления эмпатических отношений с ребёнком

Ребёнок в подростковом возрасте рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели.

Чтобы научиться договариваться с подростками, надо заново обратиться к правилам  активного слушания и доброжелательного общения.

Приемы и техники активного слушания

Приёмы и техники активного слушания помогают сосредоточить внимание на другом человеке, “разговорить”, услышать и понять его. Однако необходимо, чтобы активный слушатель не только знал соответствующие коммуникативные техники, но и правильно применял их.

1.Техника “Эхо”

Дословное повторение одного, двух последних слов собеседника с вопросительной интонацией. Побуждает ребёнка к дальнейшему высказыванию.

2.Техника “Перефразирование”

Начинается с вводных слов “Правильно ли я тебя поняла (услышала), что…”  и далее идет пересказ того, что Вы услышали от ребёнка. Имеет смысл придерживаться текста ребёнка и по возможности пользоваться его словами. Позволяет перепроверить, насколько правильно Вы понимаете ребёнка.

3.Техника “Суммирование”

Аналогична технике перефразирования. Применяется, когда Вы перепроверяете свое понимание достаточно большого объема информации услышанной  от ребёнка. В этом случае после ввода “Правильно ли я тебя поняла…”, Вы кратко передаете суть высказывания, перечисляя ключевые моменты.

4.Техника “Интерпретация”

Начинается с вводных слов “Могу ли я предположить, что…”, и далее Вы можете проверить версии, которые могли прийти к Вам во время высказывания ребёнка.

Например:

- что он имел в виду, говоря это

- что он при этом чувствовал

- как он видит развитие собственной мысли

5.Техника «Я−высказывание» 

Схема: Говорим о своих чувствах, далее называем действие и вариант разрешения трудной ситуации.

Пример: Меня раздражает, что ты опаздываешь. Я была бы очень рада, если бы ты приходила  вовремя. Очень важно правильно начать беседу. Задавайте вопросы, прогнозирующие развитие.

6.Техника: «Волшебные вопросы»

После обсуждения предлагается выделить основной алгоритм вопросов  ребёнку, для конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

1.Что случилось?; Что ты чувствуешь?; Чего бы ты хотел?; Зачем это тебе?; Что можно сделать, чтобы ты получил то, что хочешь?

Фразы - барьеры на пути бесконфликтного общения

  1. «Я думаю, в сложившейся ситуации тебе лучше всего поступить следующим образом...»
  2. «Я уверен (а), что ты впоследствии пожалеешь о том, что совершил именно этот выбор»
  3. «Твоя трактовка сложившейся ситуации ошибочна, разве ты сам не видишь?»
  4. «Очевидно, что твои проблемы связаны с недостатком воспитания»
  5. «Давай поговорим о чем-нибудь другом. Что еще ты хочешь мне рассказать?»
  6. «Я тебя очень хорошо понимаю. В моей жизни тоже был такой случай. Однажды...»

«Фразы-помощники на пути к бесконфликтному общению»

  1. «Можно ли сказать, что самый трудный вопрос, который сейчас стоит перед тобой – это …?»
  2. «Похоже, тебе было очень обидно?»
  3. «К сожалению, я не знаю, что такое «незавершенный гештальт». Не мог бы ты объяснить мне, что ты имеешь в виду?»
  4. «Мне кажется, что в нашем разговоре мы все время возвращаемся к одной и той же теме?»
  5. «Для чего тебе нужно добиться именно этой цели?»
  6. «Если подводить итог нашего разговора, я бы отметил (а), что сегодня мы…»
  7. «Ты говоришь о том, что боишься экзаменов. Что именно тревожит тебя больше всего?»
  8. «Посмотри на сложившуюся ситуацию иначе»
  9. «Я просто восхищен (а) тем, как ты мужественно и стойко переносишь свалившиеся на тебя трудности!»

Да, подросшие дети не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержано и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: « И это пройдёт».

Возьмите за правило анализировать, мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение. Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья – это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.

Адаптация первокурсников в колледже

В становлении успешной адаптации студентов очень  важна помощь и поддержка родителей!

Поступив в колледж, студент-первокурсник приходит в новый коллектив учебной группы и знакомится с  новыми для него способами организации учебного процесса, уроки по 45 минут сменяются парами по 1.5 часа.

 Чем эффективней пройдёт адаптация студентов к обучению в колледже, тем выше  будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.

Как помочь своему ребёнку пройти этот непростой период?

− Проявляйте терпение, поддерживайте,  сосредоточьтесь на   позитивных сторонах и возможностях ребёнка

− Будьте внимательны к тем изменениям, которые вы замечаете в  ребёнке, в период адаптации подростки могут жаловаться на быструю утомляемость, головные боли, сердцебиение, поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, ложился спать не позднее 23 часов. Следуйте правилам здорового образа жизни

−  Не обсуждайте с детьми их поведение или  высказывания в тех ситуациях, когда они возбуждены, расстроены, раздражены, просто будьте рядом с ними. Лучше перенести разговор на то время, когда ребёнок успокоится

− Поддерживайте постоянную связь с куратором группы, где обучается ребёнок

− Разговаривайте с детьми, следите за культурой речи, практикуйте бесконфликтное общение, говорите слова поддержки: «Зная тебя, я уверена, что ты справишься и всё сделаешь хорошо», «Это сложная ситуация, но я уверена, что ты готов к этому и у тебя получиться», «В жизни бывает разное. У тебя могут быть неприятности. Но чтобы не случилось, ты справишься»

− Случается, что поведение ребёнка не нравятся родителям, именно в такие моменты важно честно сказать ребёнку: «Хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность»

− Если вы чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время и думать, что всё само пройдёт и наладится. Сотрудники отдела воспитательной работы и социального сопровождения колледжа  могут помочь вам найти выход из трудных ситуаций.


Информация для родителей по вопросам социально-психологического тестирования обучающихся в 2023-2024 г.

В  нашем колледже в период с 29.09.23 по 24.10.23 проводится социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – СПТ).

Главная цель тестирования – профилактика вовлечения подростков в употребление психоактивных веществ, тестирование призвано напомнить подростку, что с наркотиками не стоит экспериментировать, а также удержать его от так называемой «первой пробы» и дальнейшего потребления.

К сожалению, это проблема сегодня может коснуться каждого. Даже в самых благополучных семьях нельзя со стопроцентной вероятностью утверждать, что подросток никогда не попробует запрещенных веществ. Вашему ребёнку могут предложить наркотики где угодно – на улице, в компании приятелей, в сети Интернет и других местах. Многие подростки подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать сильнодействующие вещества. Важно вовремя заметить и предотвратить употребление наркотиков, не допускать формирование зависимости.

Методика тестирования создана на научной основе и предполагает сочетание социально-психологических факторов риска вовлечения в потребление и факторов защиты – обстоятельств, повышающих устойчивость подростка к факторам риска.

Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер и не являются основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку. СПТ не может выявить кто конкретно уже употребляет наркотики, но может показать высокий риск, в таком случае есть возможность вовремя обратиться к психологу.

Тестирование проводится в электронном виде в компьютерных классах в присутствии педагогических работников. Тестирование не анонимное, но его результаты будут знать только ограниченное количество сотрудников образовательной организации, утвержденных приказом директора, которые несут ответственность за сохранение конфиденциальности.

В обобщенном виде результаты СПТ будут использованы при планировании профилактической работы в нашей образовательной организации.

Основные принципы проведения социально-психологического тестирования:

Уважаемые родители, предлагаем Вам поддержать работу по профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать письменное согласие на участие Ваших детей до 15 лет в тестировании или предложить детям старше 15 лет участвовать в тестировании, Ваше мнение по этому вопросу чрезвычайно важно для них.

Давайте вместе оберегать наших детей от необдуманных поступков.

Если у Вас остались вопросы по проведению тестирования, Вы можете:

Обратиться на горячую линию по вопросам проведения социально-психологического тестирования обучающихся, организованную ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» https://fcprc.ru/hotline


Памятки для родителей