Приемная комиссия: (812) 576-06-71

Информация от преподавателей

Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету по учебному предмету История для студентов 1 курса 1 семестр

Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету

по учебному предмету История

для студентов 1 курса

1 семестр

  1. Периодизация и хронология первобытной истории.

  2. Ранний (нижний палеолит). Стоянка Кударо.

  3. Средний палеолит. Пещера Тешик-Таш.

  4. Поздний (верхний) палеолит. Капова пещера. Стоянка Сунгирь.

  5. Мезолит.

  6. Неолит. Петроглифы. Керамика. Типы жилищ. Кельтеминарская культура.

  7. Энеолит. Анаузская культура. Трипольская культура. Древнеямная культура.

  8. Бронзовый век. Катакомбная культура.

  9. Раннежелезный век.

  10. Цивилизации Древнего Востока. Государство Урарту.

  11. Античная цивилизация. Города-полисы Причерноморья.

  12. Общественный строй восточных славян накануне образования государства.

  13. Культура и религия древних славян.

  14. Образование государства на Руси. «Норманская теория».

  15. Князь Олег Вещий. Князь Игорь.

  16. Княгиня Ольга.

  17. Князь Святослав .

  18. Киевская Русь 9-11 веков (хозяйственная и социальная характеристика). Феодальная вотчина. Дружина.

  19. Владимир Святой. Унификация языческих культов.

  20. Крещение Руси.

  21. Святополк Окаянный.

  22. Ярослав Мудрый. «Русская правда».

  23. Борьба Ярославовичей за власть. Владимир Мономах и его сын Мстислав.

  24. Основные центры на Руси периода феодальной раздробленности (Киевское княжество, Владимиро-Суздальское княжество).

  25. Основные центры на Руси периода феодальной раздробленности (Галицко-Волынская Русь, Господин Великий Новгород).

  26. Первое столкновение Руси с монголо-татарами. Битва на Калке (1223 г.).

  27. Первый поход хана Бату на Русь.

  28. Второй поход хана Бату.

  29. Борьба против Ливонского ордена. Невская битва. Князь Александр Невский. Ледовое побоище.

  30. Образование Золотой Орды. Установление татаро-монгольского ига.

  31. Укрепление Московского княжества.

  32. Свержение монголо-татарского ига.

  33. Преобразования Ивана III.

  34. Русская культура IX - XVI.

  35. Реформы Ивана Грозного. Избранная Рада.

  36. Политика опричнины, ее цели и последствия.

  37. Внешняя политика России в XV в. Ливонская война.

  38. Царь Федор Иоанович.

  39. Борис Годунов.

  40. Лжедмитрий I.

  41. Василий Шуйский. Лжедмитрий II.

  42. Ополчения. Окончание Смуты.

  43. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине XVII в.

  44. Царь Алексей Михайлович. Патриарх Никон. Церковный Раскол.

ВОПРОСЫ к дифференцированному зачету по дисциплине ИСТОРИЯ 2 курс

ВОПРОСЫ

к дифференцированному зачету

по дисциплине ИСТОРИЯ

2 курс




Теоретические вопросы:

1. Геополитика, ее категории и противоречия.

2.Россия в контексте мировых проблем XX века.

3. Политические партии в России в начале ХХ века: генезис, классификация, программы, тактика.

4. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

5. Формирование однопартийного политического режима в России.

6. Социально-экономическое развитие России в 20-30-е годы ХХ века.

7. Внешняя политикв Советского государства в 20-30-е годы ХХ века.

8. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

9. Глобализация и формы её проявления в современном мире.

10. Глобализация мировой экономики. Европейский Валютный Союз; ОПЕК и ВТО.

11. Современная международно-правовая система и ее роль в мировом сообществе.

12. Назначение ООН, региональные международные организации.

13. Экономические, геополитические итоги Второй Мировой войны

14. Начало «Холодной войны». Доктрина Трумена; План Маршалла; Маккартизм.

15. Хрущевская «оттепель». Попытки осуществления политических и экономических реформ.

16. Период эскалации 1953-1962 гг.

17. Политика «согласия» 1964-1979 гг.

18. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

19. Корейский конфликт. Причиеы, предпосылки и основные этапы Корейской войны.

20. Война во Вьетнаме.

21. Суэцкий кризис 1956 г.

22. Латинская Америка. Карибский кризис.

24. Латинская Америка. Военный переворот в Чили.

25. Средний Восток. Война в Афганистане.

26. Ближний и Средний Восток. Ирано-Иракская война.

27. Ближний и Средний Восток. Кувейтский конфликт.

28. Ближний и Средний Восток.Война в Ираке.

29. Балканский полуостров. Югославский кризис.

30. Предпосылки и противоречия разрядки напряженности в Европе в 1956-1964 гг.

31. Венгерское восстание 1956 г.

32. Гонка вооружений: противостояние.

33. Гонка вооружений: соперничество в космосе.

34. Гонка вооружений: Ядерное оружие.

35. Война в Ливане 1982 г.

36. Кризис социалистической системы в 1968-1981 гг.

38. Кризис руководства в СССР в 80-90 гг. Перестройка.

39. События августа 1991 г. Распад СССР. Беловежское соглашение.

40. Октябрьские события 1993 г. Принятие новой Конституции. Выборы в Федеральное собрание.

41. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

42. Культура в современной России.

43. Распад СССР и «парад сувернитетов».

44. Дезинтеграция социалистической системы.

45. «Бархатные революции», их причины, противоречия, результаты 1981-1992 гг.

46. Падение Берлинской стены. Объединение Германии.

47. «Цветные революции» 1990-2000-х годов.

48. Интеграция России в Европу.

49. Религия и ее место в современном обществе

50. Новации в культурной жизни нашей страны.




Практические задания:

1. Дайте общую характеристику и периодизацию современной эпохи.

2. Укажите факты свидетельствующие о кризисе западной цивилизации в ХХ веке.

3. Дайте анализ деятельности Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского Договора (ОВД) в 1949-1981 гг.

4. Дайте анализ деятельности Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского Договора (ОВД) в 1981-1991 гг.

5. Дайте анализ деятельности НАТО в 1992-2012 гг.

6. Дайте характеристику демографической ситуации в России в контексте мирового демографического процесса.

7. Дайте характеристику миграционным процессам в России и сравните их с ситуацией в мире.

8. Дайте характеристику основных принципов и норм международного права.

9. Проанализируйте обстановку в нашей стране в послевоенный период (1946-1953 гг.).

10. Проанализируйте изменения в структуре политических, экономических и социально-правовых отношений между государствами после II Мировой войны.

11. Проанализируйте ситуацию на Ближнем Востоке в послевоенный период. Дайте общую характеристику Ближневосточного конфликта.

12. Дайте анализ внешней политики СССР середины 60-х началп 80-х гг. Что такое «политика разрядки»?

13. Дайте характеристику социально-экономических предпосылок распада СССР.

14. Проанализируйте экономические и политические последствия распада СССР.

15. Приведите факты доказывающие, что Российская Федерация является правопреемницей СССР.

16. Дайте характеристику противоречий международных отношений на современном этапе.

17. Проанализируйте ситуацию в Западной Европе и США на рубеже XX-XXI вв.

18. Дайте анализ изменения геополитической ситуации на рубеже XX- XXI вв.

19. Приведите факты характеризующие роль науки в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций на современном этапе.

20. Приведите факты характеризующие роль культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций на современном этапе.

21. Приведите факты характеризующие роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций на современном этапе.

22. Проведите сравнительный анализ понятий «толерантность» и «терпимость».

23. Проведите сравнительный анализ понятий «толерантность» и «международный терроризм».

24. Проведите сравнительный анализ понятий «толерантность» и «веротерпимость».

25. Дайте характеристику локальных национальных и религиозных конфликтов на постсоветском пространстве бывшего СССР.

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы современные представления о происхождении восточных сла­вян? Когда и почему у восточных славян возникло государство?

2. Раскройте основные направления деятельности первых русских князей. Какие внешнеполитические задачи были решены в результате походов князя Святослава?

3. Какую роль сыграл в истории Древней Руси князь Владимир Святосла­вович? Как происходило крещение Руси? В чем его причины и какое значение имело это событие?

4.В чем своеобразие древнерусской государственности? С чем связана усиливающаяся роль городских общин в делах государственного управления?

5. Каковы были основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и его сыновей? Дайте характеристику деятельности князя Владимира Мономаха.

6. В чем причины распада Руси на отдельные земли и княжества? Какие последствия имела государственная раздробленность?

7. Сравните развитие Новгородской, Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель в период раздробленности. В деятельности каких прави­телей Владимиро-Суздальской земли проявились новые политические тенден­ции? В чем суть этих тенденций?

8. Раскройте особенности и назовите главные достижения русской культу­ры домонгольского периода.

9. Как проходило монголо-татарское нашествие? Каковы его результаты? Почему Русские земли оказались неспособны отразить нашествие?

10. Почему Русь смогла противостоять натиску с Запада? В чем состоят заслуги князя Александра Невского?

11. Как проявлялось на Руси монголо-татарское иго? Как русский народ боролся за независимость во второй половине XIII в.?

12. Каковы были предпосылки и причины объединения Русских земель? Почему борьба за объединение сопровождалась соперничеством между рус­скими княжествами?

13. Почему Москва стала центром объединения Русских земель? Каков вклад Ивана Калиты в возвышение Москвы?

14. Какую роль играла Русская православная церковь в период ордынско­го ига и борьбы за единство Русских земель? Почему сложился союз между церковью и московскими князьями?

15. В чем значение Куликовской битвы? Дайте характеристику деятельно­сти Дмитрия Донского. Почему объединение Русских земель привело к раз­рушению традиций самоуправления?

16. Как происходило объединение Русских земель при Василии I, Василии II и Иване III? Какие внутриполитические и внешнеполитические задачи были решены в это время?

17. Какие изменения в государственном управлении произошли при Ива­не Ш и Василии III? Что означает единое централизованное государство?

18. Каковы главные направления внешней политики Русского государства в конце XV - начале XVI в.? Дайте характеристику Ивану III и Василию III. 19. Какие реформы были проведены в середине XVI в.? Каковы их резуль­таты?

20. Что такое опричнина? В чем ее смысл? Данте характеристику Ивану Грозному.

21. Какова была внутренняя политика в годы правления Федора Ивано­вича и Бориса Годунова? Почему произошло закрепощение крестьян?

22. Какую внешнюю политику проводила Россия во второй половине XVI в.? Какие внешнеполитические задачи удалось тогда решить, а какие -нет?

23. Опишите главные достижения русской культуры конца XIII- XVI в.?

24. Что такое Смутное время?

25. Какие цели преследовали различные слои русского общества в годы Смуты? Чем была вызвана иностранная интервенция? Что позволило отсто­ять независимость России? Дайте характеристику главным деятелям Смутно­го времени.

26. Какова роль Русской православной церкви и ее деятелен в XVI в. и в годы Смуты? Какие трудности в своем развитии пережила церковь в XV - нача­ле XVII в.? г

27. Охарактеризуйте особенности государственного управления в годы царствования Михаила Романова. С чем связана существенная роль в то вре­мя земских соборов?

28. Как развивалась экономика России в XVII в.? Какое значение имело присоединение и освоение Сибири?

29. Расскажите о народных выступлениях в царствование Алексея Михай­ловича. Почему XVII век называли «бунтарским»?

30. Какие изменения в государственном управлении произошли при Алек­сее Михайловиче, Федоре Алексеевиче и царевне Софье? Какие события ха­рактеризовали жизнь Русской православной церкви? Как изменились взаимо­отношения церкви и государства?

31. С кем воевала Россия в XVII веке? Каковы результаты этих войн?

32. Каковы предпосылки преобразований Петра I? Какие изменения в эко­номике произошли в годы его царствования?

33. Какие реформы в области государственного управления, социального строя и культуры осуществлены при Петре I? Каковы их результаты? Что та­кое абсолютизм?

34. Опишите основные события Северной войны. Почему Россия победила Швецию? Проследите взаимосвязь внешней и внутренней политики России. Дайте характеристику Петру Великому.

35. Что такое дворцовые перевороты? Какие монархи находились на Рос­сийском престоле с 1725 по 1762 г.? Каковы основные направления их внут­ренней и внешней политики?

36. Как изменилось государственное управление при Екатерине II и Павле I? Какие социально-экономические процессы происходили в годы их правле­ния? В чем особенности и каково значение крестьянской войны под предводи­тельством Е. И. Пугачева?

37. Какие успехи были достигнуты во внешней политике России во второй половине XVIII в.'' Дайте характеристику великим русским полководцам и флотоводцам того времени.

38. Какие изменения происходили в русской культуре в XVIII в.? Назовите основные ее направления и опишите главные достижения.

39. Проекты каких реформ разрабатывались в начале правления Алексан­дра I? В чем причины появления этих проектов? С именем какого государственного деятеля связана разработка этих проектов? Что из них было осущест­влено, а что - нет? Почему?

40. Почему Россия оказалась втянутой в европейские войны? В чем причи­на Отечественной войны 1812 г. и каковы цели заграничных походов русской армии? Почему были сорваны планы Наполеона? Какие внешнеполитические задачи были решены при Александре I?

41. Что характерно для внутренней политики второй половины царство­вания Александра 1? В чем причины появления тайных обществ? Какие планы строили заговорщики? Почему восстание декабристов потерпело поражение? В чем его значение?

42. Раскройте основные направления внутренней политики Николая. I. Ка­ковы были намерения императора и как они были реализованы?

43. Каковы были направления общественной мысли во второй четверти XIX в.?

44. Какие войны вела Россия при Николае 1? Каковы результаты его внешней политики? Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне? Какие последствия имело это поражение?

45. Почему первую половину XIX в. называют «золотым веком» русской культуры? Опишите главные достижения культуры того периода.

46. В чем причины реформ 60-70-х гг. XIX в.? Охарактеризуйте основные положения крестьянской реформы. Какие последствия она имела?

47. Какие изменения произошли в результате осуществления земской, го­родской, судебной реформ, преобразований в области образования и печати? Дайте характеристику Александру П.

48. В чем заключалась суть военной реформы? Какие последствия она имела для общества, для армии? Что явилось проверкой результатов данной рефор­мы? Каковы причины и результаты русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

49. Как развивалась экономика России в XIX в.? Какие события и преоб­разования влияли на экономическое развитие страны?

50. В чем причины появления революционных организаций в царствова­ние Александра И? Что такое народничество? Какие течения имелись в на­родничестве? Каковы основные направления деятельности народников? Ка­кие организации были созданы народниками и каковы результаты их дея­тельности?

51. Что такое «контрреформы»? Каковы их цели и результаты? Какая по­литика в области экономики и финансов проводилась при Александре III?

52. Каковы главные достижения русской науки и культуры второй поло­вины XIX в.? В чем причины расцвета культуры того периода и в чем заклю­чается ее мировое значение?

53. Раскройте основные направления внутренней и внешней политики на рубеже XIX и XX вв.?

54. Каковы причины революции 1905-1907 гг.? С какими событиями свя­заны этапы революции? Какие позиции занимали в годы революции полити­ческие партии? В чем причины неудачи революции? В чем ее значение?

55. Как зародился парламентаризм в России? Каковы были результаты выборов в Государственную думу в 1906-1912 гг.? Почему Дума стала одним из центров оппозиции правительству?

56. В чем суть аграрной реформы П.А.Столыпина? Каков ее ход и каковы результаты? Почему реформаторам не удалось решить все поставленные за­дачи?

57. Как развивалась экономика России в начал58. В какие внешнеполитические союзы входила Россия в конце XIX - на­чале XX в.? Почему Россия оказалось втянутой в Первую мировую войну? Каков ее ход и результаты? Почему война способствовала обострению проти­воречий в стране?

59. Что такое «серебряный век» русской культуры? Как в русской культуре начала XX в. сочетались традиции и новаторство?

60. В чем причина свержения самодержавия? Что такое двоевластие? Как строились взаимоотношения Временного правительства и советов? Какую политику проводило Временное правительство и почему его действия оказа­лись неудачными?

61. Как произошла Октябрьская революция? Почем}' большевикам уда­лось взять власть? Какие первые мероприятия были осуществлены советским правительством?

62. В чем причины гражданской войны? Какие силы в ней участвовали и какие цели они преследовали? Опишите ход войны. Почему большевики одержали победу в войне?

63. Охарактеризуйте новую экономическую политику? Чем был вызван переход к нэпy? Каковы его последствия для экономики и социального разви­тия? В чем значение образования СССР? Дайте характеристику В. И. Ленину.

64. С чем был связан курс ВКП(б) и правительства на индустриализацию и коллективизацию? Какие успехи были достигнуты на этом пути? Каковы из­держки этой политики? В чем значение индустриализации и коллективизации?

65. Какие социально-политические процессы происходили в конце 20-х -начале 30-х годов XX в., каковы их причины? Почему были развернуты мас­совые репрессии и какие результаты они имели?

66. Какова была международная обстановка в 30-е годы и какую внеш­нюю политику проводил Советский Союз? Почему СССР оказался участни­ком Второй мировой войны? Какую цель преследовала Германия, нападая на СССР?

67. Опишите основные этапы Великой Отечественной войны. В чем при­чины военных неудач Советского Союза 1941-1942 гг.? Почему советским войскам удалось победить под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге? Как сложилась антигитлеровская коалиция? Почему СССР победил в войне? Каковы были последствия этой победы?

68. Охарактеризуйте экономику Советского Союза после войны. Какие социально-политические процессы происходили в 40-е - начале 50-х годов? Какова была международная обстановка и внешняя политика СССР? Данте характеристику И. В. Сталину.

69. Какие изменения произошли после смерти И. В. Сталина во внутренней и внешней политике? С чем связана либерализация политического режима? Как развивалась экономика в 50-60-е годы?

70. Что такое «эпоха застоя»? Какие изменения произошли в эти годы в экономическом, социальном, политическом развитии, во внешней политике?

71. В чем причины перестройки? Каковы ее цели и результаты? Каковы объективные и субъективные причины распада СССР?

72. Какие реформы проводились в России после 1991 г.? В чем причины их неудач? Какие силы и партии участвуют в политической борьбе в современ­ной России?

73. Дайте характеристику современного этапа развития России. Какие со­бытия и действия властей способствовали укреплению российской государст­венности, развитию экономики страны на рубеже XXI в.? Какие задачи стоят в XX в.? Какие последствия имел ускоренный рост промышленности?




Разработала преп. Калиганова М.Е.